Коммерческие автомобили

 

Леонид Круглов
Фото фирм-изготовителей

Сколько раз, пролетая на автомобиле
мимо тихой речушки
или красивой полянки,
мы ловили себя на мысли,
что неплохо было бы провести здесь отпуск.
Но тут же подступала другая мысль:
<А как быть с запасом продуктов и воды?
Как обойтись без холодильника и плиты?
Где, наконец, ночевать?>

<Ноев ковчег>  на автострде

Большой проблемы в этом, в общем-то, нет. Оказывается, не так уж и трудно выбраться отдохнуть, прихватив с собой и любимые домашние тапочки, и телевизор, и даже компьютер с богатой игротекой. Для этого надо лишь обзавестись караваном. Проще говоря, домом на колесах.

Так все начиналосьЗа 60 с лишним лет существования идея дома на колесах достигла своего полного развития и покорила умы сотен тысяч жителей всех континентов.

В начале тридцатых годов в Германии появились необычного вида прицепы, повторявшие линии дорогих лимузинов и кабриолетов. О назначении новинок красноречиво говорили причудливой формы окошки с кокетливыми занавесочками. В проектирование и строительство жилых прицепов вовлекались ведущие кузовные ателье и фирмы тех лет. Так начинался массовый исход автомобилистов на природу. Конечно же, ни о каких холодильниках, кондиционерах и прочих атрибутах современного комфорта речь не заходила.

Идея сорокалетней давности - прицеп, дача и катер в одном <лице>Семейный очаг заменял примус или керогаз, жестяной (в дорогих моделях - эмалированный) рукомойник - условия, прямо скажем, спартанские. Причем рассчитаны первые караваны были только на теплую сухую погоду. Обшитый с двух сторон фанерой деревянный каркас не мог противостоять капризам погоды, но фанатов отдыха <на своих четырех> это не пугало.

Подлинный расцвет моторизованного туризма начался в пятидесятые годы с появлением новых конструкций автомобилей и широкой гаммы синтетических и пластиковых материалов. В Германии освоили выпуск микроавтобусов на базе <Жука>, в Англии увидели свет их аналоги и конкуренты <Моррис> и <Бедфорд>. В компактных машинах могли с комфортом разместиться до четырех человек с запасом воды и продовольствия, а первые портативные газовые плиты с баллонами решили проблему горячего полноценного питания. Дополняли оборудование 12-вольтовые холодильники. Различные тепло- и звукоизоляционные материалы, алюминиевые или алюминийпластиковые <сэндвич-панели> и многослойные стеклопакеты сделали <дом на колесах> всепогодным, а качественные отделочные панели и ламинаты позволяли облицовывать его <настоящим> красным деревом или карельской березой. Но не это было главное. <Ноев ковчег ХХ века>, как окрестили автодом, стал полностью автономным, получил возможность самостоятельно передвигаться.

Burstner в двухэтажном вариантеРазвитие разнообразных средств подвижного отдыха пошло несколькими параллельными путями. Для людей состоятельных, стремившихся отдыхать с максимальным комфортом, выпускаются <кемперы>, или мобильные конструкции на базе микроавтобусов вместимостью (в стандартном исполнении) 6-8 человек. Сейчас их чаще всего называют мотодомами. Они особенно удобны для непосед, проводящих на одном месте не более 2-4 дней. В межсезонье ими можно пользоваться как обычным автомобилем, хотя эксплуатационные расходы в этом случае достаточно высоки. Зато такие мотодома оказались идеальным вариантом для поездок деловых людей в командировки. В этих автожилищах можно с комфортом работать и отдыхать, а развитая сеть парковок для них позволяет останавливаться на ночлег в центре любого европейского города. Базами для таких мотодомов чаще всего служат микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter и Vito, Volkswagen LT4, Fiat Ducato, Iveco Daly, Ford Transit.

Предусмотрено даже спутниковое ТВЛюди с более скромными доходами и потребностями довольствуются прицепными дачами (караванами), которые обеспечивают комфортный отдых 2-6 человек. Чаще всего владельцами караванов являются люди семейные, предпочитающие длительный выезд на природу с детьми. Стоит такой прицеп вдвое дешевле мотодома, но проблем с ним намного больше. Караван менее мобилен, движение с ним в потоке затруднено, он требует больших площадей при маневрировании и постановке на парковку. Кроме того, для жилых прицепов необходимы дополнительные площади и определенные меры консервации для хранения зимой.

Гигант Hobby 700Одним из наиболее известных изготовителей мотодомов в Европе является немецкая компания Burstner. В программу 1999 г . входит 22 модели, объединенные в 4 семейства. Все они базируются на шасси Fiat Ducato Diesel серий 10, 14 или 18. Наиболее распространены машины семейства <А> - типичные представители многофункциональных мотодомов с 3-7 спальными местами, которые изготовлены по модульному принципу: полностью готовый кузов устанавливается на раму грузовика со стандартной кабиной. Главный <семейный> признак - два спальных места в специальной нише над кабиной. Рациональная планировка салона площадью около 10 м2 позволила разместить там обеденный стол, трансформируемый в спальное место, мини-кухню и вполне приличных размеров санузел, включающий даже душ. Пятиметровый А 532 в стандартной комплектации стоит около 35 тыс. долл.

Типичный интерьер мотодомаНовинкой 1999 г . стали машины семейства A-Doppelboden (<двухэтажник>), в которых совершенно необычно решено багажное отделение. Чтобы облегчить доступ к таким нужным на отдыхе вещам, как лодки, лыжи, велосипеды, конструкторы расположили багажник под полом жилого отсека кузова. Как ни странно, но общая высота кузова по сравнению с обычной компоновкой при этом не увеличилась - просто более рационально были использованы пустоты под спальными местами. Несмотря на то, что A-Doppelboden мало чем отличается от А 532, его цена на пару тысяч долларов выше.

Так выглядит De lux 400 внутриАвтоковчеги семейства () представляют собой, как видно из названия, интегральные конструкции. В этом случае кузов соединяется с передней частью фургона обычной или увеличенной высоты. Правое пассажирское сиденье в этом случае входит в общий интерьер салона и делается поворотным для удобства пользования им на стоянках. Образцом высочайшего комфорта может служить модель I-531, предназначенная всего лишь для двух человек. Такой <шалаш> на колесах действительно райское место для молодоженов, проводящих медовый месяц в автомобильном путешествии. Самый маленький из <интегралов> - 531 стоит $60 тыс., самый большой - 647 - более $80 тыс.

Среди машин, выпускаемых компанией Hobby, стоит отметить модель <700>, не похожую ни на автобус, ни на фургон. Трехосный восьмиметровый гигант построен на шасси Fiat Ducato Turbodiesel с двигателем 2,8 л мощностью 122 л .с. и предназначен для размещения компании из 8 человек. <700> полностью укомплектован всем кухонным оборудованием, включая холодильник и плиту с духовкой. Санузел с горячей и холодной водой и душем, а также автономный химический туалет включены в полностью замкнутую систему водопровода и канализации, включающую два бака по 100 л для чистой и возвратной воды. Бортовая сеть <семисотки> может работать от 12 или 220 В через собственный встроенный трансформатор.

Landhaus 700Компания Hobby является также и одним из лидеров по производству жилых прицепов. Среди почти 60 (!) моделей в программе 1999 г . выделяется караван серии De lux 400 полной массой 1200 кг , оснащенный собственными тормозами, который уверено потащит любой легковой среднеклассник. На 9 м2 его салона могут с комфортом разместиться 4 человека. У прицепа есть все необходимое для обеспечения полноценного отдыха летом и зимой. Два 5-литровых газовых баллона снабжают топливом не только плиту с духовым шкафом, но и калориферный отопитель. По заказу в этот же контур может включаться и котел для подогрева воды. Холодильник, биотуалет, встроенный конвертер 220/12 В - все продумано до мелочей. Стоит такая <кибитка> чуть больше 12 тыс. долл.

Если в <доме> тесно, можно пристроить верандуИстинным Голиафом выглядит рядом с ним караван Landhaus 750 UMF. Исполин длиной более 8 м и весом 1,9 т обладает поистине неограниченными возможностями. По существу, это двухкомнатный дом со спальней, гостиной, полноразмерной кухней и санузлом с душем. Настоящий семейный очаг, в котором можно даже принимать гостей. Здесь достаточно места для комфортабельного проживания 6 человек. Как бы желая подчеркнуть, что караван предназначен для очень длительного проживания, дизайнеры компании сделали его крышу двускатной, а над входной дверью даже предусмотрели место для установки таблички с номером. Дополняет это сходство элегантный эркер. Хотите заполучить такой караван - приготовьте примерно 25 тыс. <зеленых>.

Моторизованный отдых постепенно входит и в нашу повседневную жизнь. По выходным дням все чаще и чаще можно увидеть на загородных трассах людей, отправляющихся на отдых в собственном доме на колесах. И хотя нам еще далеко до <караванной лихорадки>, буквально охватившей всю Европу, наши соотечественники все уверенней осваивают заманчивую <караванную> тропу.

c "АВТОМОБИЛИ", 1999

Оглавление

 

Rambler's Top100