Пожалуй, только в России еще не познали всю прелесть отдыха в кемперах - "домах на колесах".

А ведь что может быть лучше - отправиться в путешествие всей семьей или с приятелями на автомобиле, который по своему обустройству ничуть не хуже номера люкс в шикарном отеле. Когда можешь ехать куда хочешь и останавливаться где хочешь, ни на мгновение не расставаясь с уютом и комфортом. Разве можно сравнить такое путешествие с прозябанием на курорте, путь даже самом фешенебельном, или с экскурсией на туристическом автобусе!

 

Да и обычный автомобилист не позволит столь свободно и независимо путешествовать, так как всегда будет стоять проблема ночлега. И уж тем более кемпер незаменим, если вы любите отдыхать на дикой природе и при этом иметь все необходимые удобства. Вот поэтому столь популярны "дома на колесах" за рубежом. Более того, во многих странах их заказывают задолго до начала периода отпусков. Вам надоел отдых на морском побережье? Вы уже насытились экскурсиями по достопримечательностям? Вам хочется открыть для себя в других странах новые, изумительные уголки для отдыха? Вы мечтаете о независимом и комфортном путешествии в кругу близких людей? Тогда у вас один выбор - брать в аренду кемпер и отправляться в дорогу. А как это лучше сделать, подскажут наши зарубежные корреспонденты.

Финляндия: об отдыхе позаботься заранее

Наш северный сосед отлично "приспособлен" для семейного автотуризма. 55.000 км асфальтовых и 18.000 км отменных грунтовых дорог позволят вам добраться до самых укромных и глухих уголков страны Суоми. А при желании вы можете отправиться в другие скандинавские или европейские страны. Однако к путешествию на camper, или, как их здесь называют, housecar, следует готовиться загодя.

Во-первых, надо сделать предварительный заказ по телефону: в туристский сезон, с мая по сентябрь, "дом на колесах" арендовать не так просто. Во-вторых, иностранцы должны иметь в виду, что прокатные пункты housecar расположены вне пределов финской столицы - за третьей окружной дорогой и в городах-спутниках Хельсинки. Как мне посоветовали в фирме "Suomen Matkal-Iuautokeskus Oy", для начала нелишне обратиться за консультацией в Федерацию автотуристов "S-Caravan" по телефону (03) 61-5311, где можно получить исчерпывающую информацию о географии прокатных пунктов, предлагаемых ими вариантах обслуживания и, что немаловажно, о самых разнообразных по своим особенностям туристических маршрутах.

Выбор автомобилей, предлагаемых прокатными фирмами, довольно большой. Самые лучшие модели оборудованы на высоком уровне. У моих собеседников это "Fiat-Dethleffs" А 5830 2.5 TDI, модель 1998 года. При длине почти в 6 м и ширине 2,25 м машина берет на борт восемь человек (пять спальных мест). Здесь есть кухня, холодильник, душевая кабинка, туалет... Имеются стереосистема, TV с выносной антенной, крепежное приспособление для трех велосипедов. Условия аренды такого автомобиля имеют свои существенные отличия. Housecar не предоставят тому, кому еще не исполнилось 26 лет и чей водительский стаж меньше одного года. Взять автомобиль можно на срок не менее одной недели. Пробег ограничен - 1.750 км . За каждый лишний километр придется доплачивать FIM2,5. Поэтому иногда целесообразнее добраться до определенного места самолетом или поездом и лишь там арендовать housecar. В качестве платежного средства принимаются только кредитные карточки международного класса.

Колесить на housecar можно не только по Суоми. Никто не мешает совершить "марш-бросок" в другие скандинавские страны - Швецию, Норвегию. Но при этом необходимо взять письменное разрешение у фирмы-владельца автомобиля и урегулировать вопрос со страхованием, поскольку входящие в стоимость аренды финские страховки действуют только на территории Суоми.

Останавливаться на привал в Финляндии можно везде, где нет запретительных знаков. На туристов распространяется так называемое "общее право", разрешающее свободный проезд по всей территории страны (кроме Аландских островов), независимо от формы собственности на земельные участки. Нельзя только без разрешения владельца местных угодьев ставить палатки, разводить костры, валить деревья.

 

Очень удобны housecar для любителей рыбалки: в глухих уголках, в девственно чистых межозерных протоках клев бесподобный! Но такому автотуристу необходимо заранее получить лицензию на ближайшей почте или в банке. Стоит она FIN80 и дает право удить рыбу на удочку. Затем следует еще выяснить, где рыбная ловля не запрещена. А если вам очень хочется ловить на спиннинг или перемет, то вдобавок потребуется бумага от владельца водоема. Так что запаситесь терпением - бюрократия в Финляндии российской ни в чем не уступит...

Павел Волпянский, Бонн

Франция: кемпинг-кар - автономная наземная яхта

Парк кемпинг-каров в Западной Европе оценивается в 600-700 тысяч. Из них четвертая часть приходится на Францию, несмотря на то, что это весьма дорогое удовольствие: "входной билет" в мир такого автотуризма стоит несколько десятков тысяч долларов. Конечно, путешествие в арендованном "доме на колесах" обойдется гораздо дешевле, а система такой аренды тоже постоянно развивается.

 

Как рассказал мне главный редактор выходящего в Париже иллюстрированного журнала "Camping-car magazine" месье Свенд Мезонньер, сегодня во Франции можно арендовать три основных типа кемпинг-каров. Во-первых, специально оборудованные фургоны-вэны. Во-вторых, так называемые "капюшоны" - то есть фургоны с небольшой комнатой, нависающей, как капюшон, над водительской кабиной. И в третьих, "профилированные" - без комнаты сверху, что придает машине большую аэродинамичность и высокую устойчивость. В целом все эти "дома на колесах" предоставляют путешественникам следующие удобства: спальные места, кухню, санузел. Сейчас превалирующая тенденция - иметь в машине постоянно готовое жизненное пространство, где не надо каждый день заниматься перестановкой, то есть убирать стол, раскладывать постель и прочее. В нынешних кемпинг-карах всегда есть угол для трапезы, удобная кухня, ванная... Вообще кемпинг-кар во французском понимании - это, скажем так, комфортабельная наземная яхта, где есть все, что нужно для автономного "плавания". К примеру, собственное электричество - пока для этой цели служат подзаряжающиеся во время езды аккумуляторы, а в перспективе все кемпинги-кары будут оборудоваться солнечными батареям. Что касается воды, то ею заправиться в Европе - не проблема.

Российский турист, решивший взять во Франции кемпер напрокат, никаких проблем не испытает. Правда, для этого он должен лично нанести визит в прокатную фирму. Можно предварительно забронировать машину по телефону, однако делать это следует через "ваше" турагентство, которое должно дать прокатчикам все необходимые гарантии.

 

В остальном условия те же самые, что и при аренде обычного автомобиля. Потребуются паспорт, кредитная карточка (а то и две), водительские "права" и... обязателен пятилетний стаж автомобилиста. А вы сами должны быть совершеннолетним, то есть, по французским правилам, старше 21 года. Кстати, "права" годятся обычные, вот только если вам приглянется кемпинг-кар за два миллиона франков, а это настоящий дом, построенный на платформе грузовика, то, скорее всего, понадобится и удостоверение профессионального водителя. Что касается расценок, то в зависимости от времени года арендная плата может доходить до 10.000 франков ($1.500) в неделю. Страховка входит в стоимость проката. Однако при этом надо иметь в виду, что верхняя часть машины не страхуется - так что к невысоким туннелям, заездам в паркинги и прочим местам, ограниченным по высоте, нелишне относиться внимательнее... Составить подходящий маршрут вам, разумеется, помогут в той же прокатной фирме. А можно и просто отправиться, как говорится, куда глаза глядят - во Франции масса интересных мест, которые стоит посетить. Тем более что вместе с кемпинг-каром вам вручат подробную карту, где, кстати, разрисована и вся сеть стоянок для "домов на колесах". Таких специально обустроенных площадок в стране насчитывается около двух тысяч. Стоянки платные, но весьма недорогие - всего несколько десятков франков в день.

Кроме того, можно останавливаться на привал практически везде, если, конечно, поблизости не видно запрещающей таблички. По сложившейся традиции, там можно спокойно стоять пару дней (а по закону, между прочим, вы имеет право находиться в понравившемся вам месте до семи суток). И наконец, можно "бросить якорь" в обычном кемпинге.

Вячеслав Прокофьев, Париж

ФРГ: Wohnmobil - "автомобиль-квартира"

Русскому определению "дом на колесах" в Германии соответствует Wohnmobil - "машина-квартира". Причем арендовать такой автомобиль лучше в крупных компаниях ("Европкар, "Хертц", "Авис") и заблаговременно. Получить машину за два-три дня до планируемой поездки практически невозможно. Заказать машину можно по телефону или дать заявку по факсу. После подтверждения заказа необходимо перевести фирме небольшой залог - 400 марок. С этого момента договор считается заключенным.

 

Все Wohnmobil в Германии делятся на семь групп по комфорту, мощности и соответственно по цене. При этом, как правило, конкретная модель автомобиля практического значения не имеет - нужно определиться с группой. Wohnmobil первой группы (например, "Volkswagen California" - турбодизель) имеет до четырех лежачих и сидячих мест. Длина 4,9 м , ширина 1,84 м , высота 1,99 м . В машинах даже этой низшей группы обязательно есть кухня, холодильник, отопление, питьевая и техническая вода, свет, музыка и т. д. В третьей группе (скажем, "Eura Mobil 585 LS") - пять спальных мест и шесть сидячих. Длина машины 5,93 м , ширина - 2,3 м , высота 3,07 м . Разные дополнительные удобства.

Седьмая группа - действительно роскошные "отели на колесах". А "Eura Mobil 810/HB/EB" длиной в 8,16 м , шириной - 2,3 м и высотой 3,4 м , шесть месть лежачих и столько же - для сидения.

Арендная плата зависит не только от группы, но и от времени года.

Основной сезон - с середины июня до сентября. Еще есть "несезон" и "промежуточный сезон". В стоимость аренды, естественно, входит и страховка. За дополнительные деньги вам предложат полные комплекты белья, кемпинговой мебели и других бытовых предметов.

Передвижение по стране не ограничено. С севера на юг Германия протянулась на 875 километров , с запада на восток - на 640. Вооружитесь картой, которую вам могут дать бесплатно при аренде, и колесите по стране - минимального срока проката (семь дней, в "несезон" - три дня) хватит, чтобы многое посмотреть.

 

Кемпинги для Wohnmobil со всеми удобствами встречаются часто и практически повсюду. Помните только, что "дикие" стоянки вне отведенных специально для этого мест запрещены. То есть переночевать в своем "отеле на колесах" вы можете и просто на природе, но разбивать лагерь категорически не разрешается. Не забывайте следить и за указателями "Privat" - "Частная собственность" - там дозволено появляться только с разрешения владельцев. И вообще, в этом плане о "российской вольнице" в ФРГ даже речи быть не может. Охотиться нельзя, если у вас нет специального международного охотничьего билета (причем признаваемого в ФРГ). Несколько проще с рыбалкой, но и рыбу можно удить только в специальных прудах - "ангельпарках". Это частные пруды. Вы платите 30-50 марок, берете напрокат, если необходимо, снаряжение и весь день ловите форель, леща и другую рыбу, выпущенную в воду на ваших глазах. Таких "Angelpark" в Германии довольно много, а вот в реках без немецкого рыболовецкого билета и лицензии ловить нельзя.

Рудольф Колчанов, Бонн

США: 20.000 стоянок

По Америке лучше всего путешествовать в "доме на колесах". Только так вы сможете за короткий период отпуска ближе всего познакомиться с этой удивительной страной, побывать во многих интересных ее уголках, завести надежных друзей среди таких же, как вы, автотуристов. А правила аренды RV (recreational vehicles - это название в США объединяет прицепы-кемперы, оборудованные микроавтобусы, передвижные дачи - в общем, машины для отдыха) несложные.

Заказать машину можно через туристическое агентство, по Интернету, или просто позвонив в одну из многочисленных прокатных фирм типа "EI Monte" или "Cruise America". Кстати, предварительный заказ необходим, если вы хотите забронировать определенный тип RV и на определенные даты.

Лично наведаться в офис для подписания контракта должны не только вы, но и все потенциальные водители, которые есть в вашей "команде". Условия: возраст старше 21 года, паспорт, международные "права" (российские годятся), кредитная карта, С карты берутся залог в $300-750 и полная предоплата всей поездки. Тут же вам предложат аренду "набора путешественника" (все, что может понадобиться в пути), помогут составить маршрут, снабдят подробными картами и списком стоянок для RV. Здесь же можно взять напрокат мобильные телефоны, палатки, сиденья для малышей, столы для пикников. Кроме того, офисы по аренде будут хранить ваш багаж, не нужный в дороге. А вот собак и кошек придется оставить дома - их в RV не пустят...

 

У автотуристов наиболее популярны машины двух типов - класс С и класс А. Первый строится на шасси и кабине микроавтобуса типа "Ford Econoline E350" или "Chevrolet Van G-30". Длина 21- 31 фут (один фут - 0,3 метра ), надстройка с постелью над кабиной, кухня, душ, стереосистема. Идеально для двоих-четверых путешественников. Класса А - уже не кабина минивэна с другим кузовом, а специально построенный "дом на колесах" длиной 27- 34 фута , рассчитанный на шесть-семь человек. Там отдельная спальня, столовая с раскладными диванами, кухня, душ, холодильник, холодная и горячая вода, стереосистема и телевизор, поворотные "капитанские кресла", микроволновая печь, опускаемая тент-палатка на боку машины, лестница на крышу, роскошный интерьер из велюра и дерева и многое другое. Оба типа машин оснащены бензиновыми моторами V8 или V10 объемом от пяти до восьми литров. Автоматические коробки передач, усилители руля и тормозов, полные электропакеты, круиз-контроль, двойное кондиционирование воздуха (раздельное для спальни и кабины) - все это стандарт для большинства RV. И все они полностью автономны, то есть, скажем, запаса газа на кухне должно хватить на весь срок поездки, а биотуалет не требует дополнительного обслуживания.

 

Обычно стандартные сроки аренды - 3 ночи/500 миль бесплатного пробега или 7 ночей/1.000 миль бесплатного пробега. Каждая последующая миля будет стоить примерно 27 центов, если вы оплачиваете их заранее, или 32 цента, если рассчитываетесь после путешествия. Оставляете машину в другом конце страны? Это $50-350 дополнительно, в зависимости от маршрута. Вообще, пробег не ограничен, и все ваши пожелания по срокам и дальности поездки будут учтены. Больше того, если вам понравилась какая-то точка маршрута, а срок поездки истекает - ничего страшного, аренду можно продлить по телефону. К услугам автопутешественников - 20.000 оборудованных стоянок для RV на всей территории США. Они есть везде - от пригородов крупных туристических центров до уединенных парков и каньонов. А выглядеть могут по-разному - и как шикарный загородный клуб с полем для гольфа, и как лагерь бойскаутов в лесу. На крупных стоянках имеются прачечные, магазины, спортплощадки. Всегда присутствует готовый помочь персонал, да в и соседнем RV, как правило, окажутся любознательные и радушные американцы. Вы также увидите дорожные знаки "RV Welkome" возле многих автозаправок на дорогах - это значит, что для "домов на колесах" здесь отведены специальные парковочные места.

 

Имейте в виду, что, если вас накажет за нарушение правил дорожная полицая, вы должны сообщить об уплаченных вами штрафах в прокатный офис. В противном случае сумма штрафа может быть вторично взыскана с вас прокатной фирмой, то есть снята с вашей кредитной карты. А чтобы не ссориться с полицией, не забывайте, что скорость на большинстве дорог США ограничена до 55- 65 миль в час .

Дмитрий Швецов, Нью-Йорк.

Клаксон

 

Rambler's Top100