Прицепная реакция

Ежегодно более миллиона человек по всему миру занимаются караванингом - путешествуют с комфортом, не думая о билетах и гостиницах, в кемперах, домах на колесах. Это не только разновидность туризма, но и особый стиль жизни и даже культура. С особенностями караванинга знакомилась корреспондент "Денег" Мария Иванова.

Поехали по миру

       Путешествовать, не думая о билетах, можно и дикарем - преодолевать расстояния автостопом, на велосипеде, на роликах, пешком, а жить в палатке. Но даже при наличии хорошего снаряжения такой отдых относительно некомфортен. Тем не менее в Европе семейный туризм без привязки к гостиницам сравним по популярности с традиционным - если речь идет о караванинге, путешествиях в мобильных домах-кемперах. Например, по статистике, каждый третий житель Германии в прошлом году провел отпуск в дороге - на четырехколесной даче. В Великобритании в прошлом году было продано почти 45 тыс. кемперов (домов-прицепов и домов на автомобильных шасси), данные по Нидерландам и Германии - около 22,5 тыс. и 21,5 тыс. соответственно, французы и итальянцы в 2005 году увеличили парк кемперов на 18 тыс. и 14,5 тыс. единиц. По сведениям Европейской федерации производителей караванов, количество автодомов в Европе перевалило за миллион. 

       Отечественный рынок кемперов пока ничем подобным похвастаться не может. Так, в прошлом году оборот немецкой компании Hymer (один из крупнейших европейских производителей кемперов и основной их поставщик в Россию) по всему СНГ составил млн. Сектор подержанных кемперов тоже невелик и представлен в основном европейскими моделями конца прошлого века. 

       В Европе же путешествовать, не покидая дома, не только популярнейший вид туризма, но и отдельная культура. И дело не только в отличных дорогах (даже в горах). В распоряжении европейских любителей караванинга имеется богатая инфраструктура. Многочисленные кемпинги (оборудованные стоянки для кемперов) составляют заметную конкуренцию обычным гостиницам и мотелям. Есть и просто удобные паркинги (как правило, без права на ночную стоянку). 

       Кемпинги, как и гостиницы, делятся на категории. Так, кемпинг категории A обеспечит постояльцев электричеством и канализацией, а также предоставит место общей площадью 100 кв. м с видом на море, озеро или горы. Категория E предполагает наличие только стоянки c лужайкой под палатку, электричества нет. 

       Предприимчивые европейцы превратили кемпинги в автономные туристические центры. Зачастую это целые городки с магазинами, кафе, ресторанами, сувенирными лавками, бассейнами, дискотеками, спортивными и детскими площадками, местами для костра и барбекю. Кемпинг-центры заменяют многим европейцам дорогие и переполненные гостиницы в путешествиях и внутри страны, и за границей. В Германии, где автодома наиболее популярны (среди европейских стран), насчитывается около 3,6 тыс. кемпингов. Всего в европейском секторе караванинга имеется около 10,8 млн мест для туристов, тогда как традиционный гостиничный бизнес в Европе располагает лишь 8,7 млн мест. Оборот отрасли превышает € 4 млрд в год; по данным Европейской федерации ассоциаций кемпингов и караван-стоянок, каждый год услугами отрасли пользуются 22% всех отдыхающих в Европе.        

Улитка на марше

       Бум автотуризма в Европе, начавшийся в середине 60-х годов прошлого века, был обусловлен прогрессом в конструировании кемперов. Первые мобильные дома, как правило, представляли собой небольшие прицепы забавной округлой формы на одной паре колес и строились по простой и потому дешевой технологии. Так или иначе миниатюрные улиточные домики с маленькими окошками и скромной обстановкой выползали на основные туристические магистрали и постепенно их осваивали. В дальнейшем получила развитие и другая схема домостроения: на шасси от известных автопроизводителей (FIAT, Ford, Mercedes-Benz, Volvo, Citroen и т. д.) устанавливается кузов с соответствующей начинкой. 
 
       Сегодня варианты внутреннего обустройства домов на колесах предлагают более 45 европейских производителей плюс многочисленные производители отдельных аксессуаров. Стандартное наполнение современного кемпера - душ, туалет, газовая плита, холодильник, система обогрева, емкости для воды. Но это только платформа для создания по-настоящему комфортного жилья. Базовая комплектация дополняется по желанию клиента телевизорами с DVD, раздельным кондиционированием кабины и салона, подогревом спальных мест, паркетным полом, мини-баром, мебелью любого класса, более или менее дорогими аксессуарами. Оформлением каждой зоны (гостиная, спальня, душ, кабина водителя) можно заниматься отдельно - подбирать электронику и прочее оборудование, мебель, цвет стен, обивку матрасов, шторы и т. п. Отдельно можно приобрести предметы внешнего использования - тенты, багажники и множество других полезных в путешествии вещей. Свежая разработка автодомостроителей --крепеж для мотороллера. 

       Семейство кемперов, как уже упоминалось, делится на дома-прицепы и дома на автомобильном шасси. Прицеп (караван) перемещается посредством легкового автомобиля. Малогабаритные прицепы длиной около 4 м - идеальный вариант для семьи из трех-четырех человек. Восьмиметровый крейсер-прицеп - это уже настоящий мотель для большой семьи. Впрочем, у любого дома-каравана есть несколько существенных минусов. Первый: водитель должен иметь права с открытой категорией E (управление автомобилями с прицепом). Второй: в таком домике не разрешается перевозить пассажиров. Есть и ограничения на скорость движения: в России не более 90 км/ч на магистралях (для легковых автомобилей без прицепа - 110 км/ч) и не более 70 км/ч на других дорогах. 

       Вариант автодома с жилой зоной на шасси автомобиля лишен этих досадных недостатков. Во время марш-бросков в комфорте ущемлен лишь водитель, а пассажиры тем временем наслаждаются домашним уютом. Для управления таким кемпером достаточно обычных водительских прав категории В. Правда, чтобы выпить свежесваренного кофе на ходу, все равно придется нарушать правила безопасности: пользоваться бытовыми удобствами во время движения кемпера категорически запрещено. 

       Современный караванинг - это скорее практичное решение, нежели удел влюбленных в дорогу романтиков. Выгоды, которые сулит приобретение или аренда мобильного дома, очевидны. Поставить яхту на колесах на прикол в кемпинге в Европе стоит от € 10-15 в сутки вне зависимости от количества пассажиров. Еду можно готовить как в самом кемпере, так и на специальных кухнях или в зонах для барбекю, которые есть во всех крупных кемпингах. 

       Цена среднего класса семейного гнездышка на колесах стартует с $ 40 тыс. Дом, в котором семья из пяти-шести человек будет жить, практически ни в чем себя не ограничивая, обойдется в $ 120-150 тыс. Практичным европейцам такие траты на туризм, видимо, кажутся неадекватными - большинство автодомов, колесящих по Европе, взяты в аренду (от €100 в сутки). Кстати, туристические компании тоже не оставляют караванинг без внимания. Туры серии Fly & Drive пользуются большим спросом - туристы прилетают в ту или иную точку планеты (например, в Африку) и пускаются в путешествие на арендованном кемпере. 

       Наконец, использование кемпера для отдыха в известной мере решает извечную проблему нестыковки интересов внутри семьи. Мужу и детям, скажем, нужна рыбалка, а жене подавай комфортный быт. Шторы в цвет стен, полочки с дорогой посудой, красивая газовая плита, трогательные ящички для косметики в ванной, декоративные подушки помогут удовлетворить женскую тягу ко всему красивому. При этом семья может отправляться не на средиземноморскую виллу, а к какому-нибудь неблагоустроенному водоему. 

       Там, на неведомых дорожках

       Ситуация с караванингом в России, прямо скажем, не сказочная. Хороших дорог у нас мало, большинство кемпингов - заброшенные с советских времен объекты, да и вопрос безопасности в пути остается открытым. В отличие от Европы в нашей стране еще нет обществ любителей домов на колесах, хотя таких любителей уже много, к примеру, среди охотников и рыболовов. 

       Владимир Чернышев, гендиректор крупной компании-поставщика металлопроката: Вот уже несколько лет мы с друзьями берем кемпер напрокат и отправляемся на рыбалку в Астраханскую область. Это позволяет нам жить на острове, где никого нет и много рыбы, не тяготясь заботами о быте и еде. На остров кемпер доставляет паром, и как только место нам надоедает, мы за 15 минут собираемся и перебираемся в другое. 

       Эльдар Саттаров, директор строительной компании: Недавно я стал счастливым обладателем кемпера и теперь с комфортом смогу выезжать на скачки. Осталось только приобрести прицеп-коневоз и сдать экзамены на права категории Е, тогда и моя лошадь сможет путешествовать в собственном доме. А пока осваиваю внутреннее устройство - газ, холодильник, душ. Ну и составляю расписание маршрутов - без оглядки на гостиницы и билеты. 

       В отсутствие профильной общественности развитие караванинга в России взяли на себя производители автодомов и их дилеры. Например, упомянутая выше компания Hymer разработала программу "Дороги мира" (реализуется в рамках федеральной целевой программы "Развитие туризма в РФ"): гостиницам, автозаправкам, автомагазинам, кемпинг-центрам предлагается заявить о себе как об оплоте караванинга. 

       Гендиректор компании "Кемпер Центр" Игорь Шахов надеется, что кемперы в конце концов получат в нашей стране должное распространение: Чем чаще кемперы будут встречаться на дорогах, тем больше людей будут знать о возможности путешествия в собственном доме. Сейчас один проданный автодом может стимулировать продажу еще двух-трех. 

       Пока российские продавцы домов на колесах предлагают в основном западноевропейские модели. С середины 90-х на филиале Минского автозавода собираются кемперы "Купава" на шасси "Газели", но "народные" белорусские кемперы стоимостью около тыс. продаются плохо. Зато с арендой дела обстоят лучше. За 0 в день "Купавы" в России арендуют не только для путешествий, но и для киносъемок и предвыборных кампаний. 

       Сложно сказать, что не устраивает россиян в белорусских кемперах. Во всяком случае, не цена. В отличие от Европы, где семьи предпочитают покупать кемперы среднего класса, в России наибольшей популярностью пользуются автодома S-класса на шасси Mercedes-Benz стоимостью от € 120 тыс. Однако покупают люксовые модели, как правило, не для туристических целей, а в качестве рабочих лошадок - офис-мобилей. Никакой переделки не требуется - помимо зоны отдыха с кроватью автодом имеет гостевую зону, подходящую для работы и переговоров. Такой автомобиль можно оснастить всем необходимым оборудованием, включая спутниковый телефон. Правда, только установка спутниковой тарелки обойдется где-то в $ 5 тыс. Подобный вариант офиса особенно нравится компаниям из нефтяного и газового сектора: очень удобно для поездок на 200-400 км. 

       Игорь Шахов: Половина покупок кемперов в прошлом году - корпоративные. Дома на колесах отлично подходят для инспектирования строительных и нефтедобывающих объектов, командировок, а также для корпоративных выездов на рыбалку. 

       Недавно состоялась самая дорогая покупка в истории российского караванинга. Предприниматели из Набережных Челнов приобрели 12-метровую автовиллу стоимостью $ 200 тыс., предварительно сформулировав свой заказ так: "Хотим автобус как в фильме 'Знакомство с Факерами'". Столь дорогое жилье для путешествий бизнесмены решили купить, разочаровавшись в частном авиатуризме: приобретенный ранее самолет быстро сломался. 

       Иван Хоменко, директор по продажам российского представительства Hymer: Пока каждая покупка кемпера - это целая история. Кто-то покупает кемпер для жены, которая не желает жить дикарем на рыбалке в компании друзей мужа и комаров, а предпочитает отдельный дом-прицеп в 500 м от шумной компании. Хороший подарок - кемпер, который можно использовать для корпоративных выездов на природу. Для многих компаний кемпер - единственная возможность разместить командированных сотрудников. Многие нефтяные объекты расположены там, где попросту нет другого жилья. По своему опыту знаю, что кемпер удобен для деловых визитов в Европу. Например, пять-шесть человек легко могут за неделю объехать несколько отраслевых выставок, экономя до € 600 в день на гостиницах. Сейчас мы готовим автодом S-класса под приезд одной знаменитости. Промоутеры решили отказаться от традиционного лимузина и возить звезду в шикарном кемпере. Аренда такого авто обойдется примерно в € 400-500 в сутки. 

       Стоит также заметить, что поскольку кемпер - объект довольно крупный, его можно использовать еще и как рекламоноситель (так собираются поступить некоторые из опрошенных нами предпринимателей). 

       Актер и режиссер Александр Абдулов в силу особенностей профессии проводит жизнь в разъездах, и кемпер с надписью "Абдулов" на борту стал ему как дом родной. Его французский коллега Жерар Депардье во время съемок в Киеве тоже предпочитал отдыхать в собственном кемпере. Известен случай, когда один российский бизнесмен, отправившись путешествовать по Европе в доме на колесах, застрял где-то в горах. Помощи пришлось ждать четыре дня, и все это время бизнесмен отдыхал, изучая окрестности: в автодоме было все необходимое для жизни. 

       Похоже, что надежды Игоря Шахова вполне оправданны. Ведь развитие караванинга, как и других отраслей второй необходимости, признак экономического благополучия, на чем бы оно ни базировалось. 

Автор: Мария Иванова

Rambler's Top100