Колесо : №7 (43)

версия для печати


Поехали на даче!  (12.07.2004)

Жилье на колесах - варианты инвестиций

 

Игорь Комаров

Индустрия мобильного отдыха развита во всем мире. Например, в прошлом году только в Европе было продано около 70 000 новых автокемперов и около 120 000 жилых прицепов. Ежегодно в Германии около 4 млн человек совершают вояжи на автодачах. Однако для нашей страны специализированные автомобили для путешествий до сих пор остаются экзотикой. Возможно, из-за полного отсутствия информации о них.

 

Индустрия по производству и аренде автодомов и туристических прицепов получила наибольшее развитие в Германии. На немецком рынке представлено около 120 различных производителей автомобилей и прицепов для путешествий. В этой стране самый большой в Европе парк подержанных автодомов и прицепов, самые доступные цены на аренду автокемперов и самая развитая сеть кемпингов. Поэтому немецкую классификацию автодомов мы и возьмем за основу.

Кемпингбусами (campingbus) называют микроавтобусы с надстроенной крышей. Для переоборудования используются, к примеру, такие модели, как Volkswagen Transporter и Mercedes Sprinter. Часто у этих микроавтобусов крыша трансформируется: во время стоянки или ночлега ее можно поднять.

Такие машины предназначены для комфортного путешествия и ночлега двоих взрослых, не более. Зато это самые мобильные автокемперы, по простоте управления, динамике и легкости парковки не уступающие обыкновенным легковым автомобилям.

Алковенмобили (alkovenmobil) - это автокемперы, построенные на базе небольших коммерческих грузовиков. Самая распространенная платформа для переоборудования - Fiat Ducato. Данные автодома рассчитаны уже на ночевку четырех-шести человек. Их особенность - отсек над крышей с двумя спальными местами. Из-за высокого кузова и как следствие - центра тяжести эти автомобили - самые медленные и неповоротливые на трассе. Их <крейсерская> скорость около 100 км/ч . Ехать быстрее из-за больших кренов в поворотах и <парусности> на такой машине некомфортно, да и расход топлива на скорости за 100 км/ч заметно возрастет. Зато по вместимости, удобству во время стоянки и цене квадратного метра на одного человека покупка автодома категории alkovenmobil - наиболее выгодный вариант.

Тайлинтегриертеры (teilintegrierter) тоже построены на платформе малотоннажных грузовиков, но в отличие от алковенмобилей у них нет спального отсека над крышей водительской кабины, поэтому они быстрее и экономичнее.

Все вышеназванные категории автомобилей для путешествий, как правило, в снаряженном виде весят не более 3,5 тонн, а значит, для управления ими достаточно водительского удостоверения <легковой> категории В.

Наиболее дорогие и комфортабельные автокемперы относятся к классу интегриертер (integrierter). По форме они напоминают автобусы. Такие автокемперы могут служить комфортным ночлегом для четырех-восьми человек. Для управления этими автокемперами требуются водительские права категории С, так как полная масса машин, как правило, превышает 3,5 тонн.

Если говорить о внутреннем оборудовании автокемперов, то оно достаточно стандартно и отличается лишь вариантами исполнения. В обязательном порядке автокемперы имеют газовую плиту; автономное водоснабжение (бак для воды не менее чем на 100 литров ); холодильник, который работает как от электричества, так и на газе; стационарный или переносной биотуалет; душ; газовый бойлер для нагрева воды; автономный газовый обогреватель. Это, так сказать, <джентльменский набор>. Автокемперы в более дорогой комплектации оснащаются солнечной батареей, спутниковой антенной, климат-контролем, камерой заднего вида, облегчающей парковку, микроволновой печью, духовками и прочими благами цивилизации.

Автокемперы класса campingbus в Германии стоят от 25 000 евро, alkovenmobil и teilintegrierter - от 35 000 евро, integrierter - от 65 000 евро. Верхний потолок практически не ограничен. Например, в немецком каталоге моделей за 2004 год встретился автодом, стоимостью 550 000 евро.

Привезти новый автокемпер в Россию - удовольствие не из дешевых: по величине таможенных сборов такие машины приравниваются к легковым автомобилям, то есть цена покупки возрастает еще примерно на 45%.

Гораздо дешевле приобрести в Европе жилой прицеп (в Германии их называют Wohnwagen). Цены на новые жилые прицепы в Германии варьируются от 7000 до 40 000 евро. При ввозе в Россию за них надо доплатить 15-процентную таможенную пошлину. Выгода налицо. Однако не стоит забывать, что в прицепах по правилам дорожного движения нельзя перевозить людей. Поэтому во время путешествия всем участникам <экипажа> придется тесниться в машине-тягаче. (Автокемперы в этом отношении гораздо удобнее и просторнее.) При покупке прицепа надо также учитывать, что если сумма его массы и массы автомобиля-тягача превышает 3,5 тонны, для управления таким <поездом> нужна водительская категория Е.

В Россию также имеет смысл завозить трех- или семилетние автокемперы. За этот срок машины не успевают износиться, а таможенные платежи на них относительно приемлемые. Если постараться, можно найти четырех-пятиместный итальянский автокемпер 1999 - 2000 годов выпуска с пробегом 60 000 - 90 000 км за 28 000 - 32 000 евро (цена с <растаможкой> в России). Везти более старые автокемперы нет резона: стоимость их таможенной очистки делает такую покупку нерентабельной (как и легковых автомобилей старше семи лет).

Заказать подержанный иностранный автокемпер можно перегонщику или пригнать его самому. И необязательно из Германии: в США, например, цены на автодома на 30 - 40% ниже, чем в Европе. Однако по уровню исполнения они заметно уступают европейским образцам и, как правило, имеют достаточно неряшливый внутренний вид. Кроме того, почти все американские автокемперы построены на базе грузовых автомобилей с бензиновыми моторами гигантского объема - от 5 л . Поэтому за таможенную очистку такой машины придется выложить сумму, близкую к стоимости самого жилого отсека.

Еще один вариант приобретения <первичного> мобильного жилья - покупка автокемпера в России. В прошлом году у нас в стране открылось первое представительство фирмы-производителя автодомов - немецкой марки Hymer. Пока дилеры Hymer предлагают клиентам автодома только одного (самого дорогого) S-класса по цене, превышающей 100 000 евро. Более демократичные автомобили Hymer в России пока не продаются.

 

Автодача - демократичный вариант

 

Впрочем, стать обладателем нового автокемпера можно и за $20 000. Именно столько стоят <самодвижущиеся дома> производства предприятия <Туртранс>, филиала Минского автозавода. В 1990 году МАЗ закупил оборудование и технологию словенской фирмы <Адрия>. Мощности завода были рассчитаны на выпуск 6000 туристических прицепов в год. Однако с началом реформ гражданам стало не до путешествий, и <Туртранс> перешел на выпуск прицепов и кузовов для торговли. В последние год-два спрос на автодачи стал расти. Основная часть продукции <Туртранса> продается на российском рынке под маркой <Купава>. Покупателям предлагают туристические прицепы стоимостью $6000 - 7500, рассчитанные на отдых двух-четырех человек, и пятиместные автокемперы <Купава-3780> на базе <Газели>. Такая машина с инжекторным мотором мощностью 147 л .с. стоит около $20 000.

По уровню исполнения белорусские автодачи почти не уступают иностранным образцам, разве что их внутреннее убранство выглядит проще. В <Купаве-3780> есть все, что нужно для комфортабельного путешествия: автономный газовый обогреватель (он позволяет ночевать в 20-градусные морозы), холодная и горячая вода (газовый бойлер), холодильник (работает от аккумулятора 220 В или 12 В и на газе), душ, биотуалет, газовая плита, обеденный стол, два двуспальных и односпальное место. Для размещения багажа - восемь антресолей, шкафы, багажные отсеки под диванами. Снаружи - четыре закрывающихся на ключ багажных отсека. На крыше - большая площадка для поклажи. Вся бытовая техника - немецкого производства. К недостаткам этого автокемпера можно отнести небольшой запас воды (бак рассчитан на 50 л ), отсутствие москитных сеток на окнах и необходимость <доводки> до ума базового автомобиля - <Газели>.

В <Туртрансе> готовы установить жилой отсек и на базу иностранного автомобиля, например Ford Tranzit (стоимость такой базы - около $20 000), но процесс изготовления затянется надолго: нужно разработать проект, автомобиль потребует дополнительной сертификации.

Европейский опыт показывает, что наилучшим способом продвижения автокемперов в <массы> является их аренда. Все дилеры, торгующие автодачами, а также многие производители сдают мобильное жилье в аренду. Удобнее всего брать автодома напрокат в Европе, где-нибудь под Мюнхеном. Там много станций, предлагающих автокемперы в аренду и совсем недалеко до моря (до Венеции от Мюнхена меньше 400 км ). Правда, условия аренды достаточно жесткие. Бронировать автомобиль надо заранее. В высокий сезон, который продолжается все лето и сентябрь, машины сдают в аренду минимум на неделю или на две. Стоимость - около 140 евро за пятиместный автокемпер в сутки. Аренда места в кемпингах - 15 - 35 евро в день. Недостатка в стоянках нет: в Европе более 8000 кемпингов.

В России прокат автокемперов пока развивается лишь усилиями энтузиастов. На сайте autodacha.ru можно арендовать автокемперы <Купава> в аренду. Стоимость одного дня проката - $90 - 130 за автомобиль в зависимости от сезона. При этом требуется залог в $1500, который возвращается после окончания срока аренды (обычная практика и для иностранных прокатных контор). Развитие аренды и продажи автокемперов и жилых прицепов сдерживает прежде всего отсутствие традиций автомобильных путешествий. Тем не менее есть надежда, что с улучшением качества дорог и развитием гостиничного и кемпингового бизнеса индустрия мобильного отдыха приживется и в России. А достойных посещения мест в нашей стране уж точно не меньше, чем в Европе.

 

 

Rambler's Top100