* гранд-вояж * Караван караванов


Это не преувеличение: по весне практически вся Европа приходит в необычайное движение. Почти сплошным потоком мчатся по магистралям и местным дорогам дома на колесах...

Автомобильный туризм в его нынешнем понимании - это не Gran Tourismo. Главное не время прохождения пути от А до В, а сам процесс, когда, как в кино, пейзажи неспешно проплывают за лобовым стеклом и можно, остановив <ленту> в любом месте, окунуться в окружающую красоту. Автомобиль подарил человеку свободу; автомобиль для туризма с жилым прицепом - независимость. Дом со всем скарбом всегда у тебя за спиной. Сверни с магистрали и: живи.

Увы, у нас в России путешествия в домах на колесах (караванинг, как это зовется в Европе) пока не прижились. Проснувшийся было в 70-е годы интерес к этому делу (движение автосамодельщиков, появление опытного образца кемпера АвтоВАЗа и т.д.) так и остался уделом одиночек.

Сегодня на ряде предприятий России и Беларуси мелкими сериями выпускаются и прицепы-дачи (караваны, жилые прицепы) и жилые автомобили (мотор-караваны, мотор-хоумы, мотор-хаусы), но очередей за ними пока не видно. По крайней мере, у меня в ближайшем окружении дома на колесах есть лишь у человек четырех-пяти. Все они - автоспортсмены, и такие <моторизованные дома> помогают им на соревнованиях (либо в ходе подготовки к ним) решить утилитарные задачи. В отпуск, тем более за границу, на своих <сарайках> они, как правило, не ездят. Разве что в августе в Финляндию, посмотреть этап чемпионата мира по авторалли.

Именно в Финляндию и пригласила питерских журналистов компания <Франкарди>, специализирующаяся на товарах для активного отдыха. В программе поездки - посещение завода Solifer, выпускающего жилые прицепы, компании Touring Cars, сдающей мотор-караваны в аренду, и марш-бросок с караванами по Финляндии. Едем на трех абсолютно разных машинах с двигателями приблизительно равного объема (2,5- 2,8 л ) - универсале Audi quattro, УПВ Mercedes-Benz V-class и внедорожнике Nissan Terrano I.

Дорога от Питера до границы постепенно приобретает цивилизованный вид: есть где заправиться и перекусить. <Скандинавия>, конечно, не автобан: по полосе в каждую сторону плюс отсеченная разметкой заасфальтированная обочина. Если грузовиков на трассе немного, поток движется со скоростью 110- 120 км/ч (ограничение летом - 110). Самые отчаянные идут на 160-180. В принципе, ширина трассы и ее покрытие позволяют всем участникам движения сосуществовать достаточно безопасно.

В Финляндии же дорога от границы ровнее, но _уже. Постепенно она расширяется и ближе к Хельсинки превращается в автомагистраль. Дорожные знаки, несмотря на несколько отличающуюся графику, такие же, как у нас. Однако важно знать, что населенный пункт начинается не от указателя с названием, а от специального знака: в горизонтально вытянутом прямоугольнике - черный контур городских построек на желтом фоне. Здесь действует <городское> ограничение скорости - 50 км/ч .

На дорогах теоретически разрешено 80, на практике же после каждого перекрестка обязательно будет знак, ограничивающий <максималку> на очередном участке. Штраф за ее превышение, как правило, не бывает меньше FIM 300.

За этими наблюдениями и расчетами мы и не заметили, как подкатили к третьему окружному кольцу Хельсинки. Приехали. Solifer.

Solifer - наиболее популярная марка караванов на севере Европы. Конкуренцию ей составляет лишь шведский Polar. Примечательно, что и финская, и шведская торговые марки и оба завода принадлежат одной компании - Lohja Caravans Oy AB. Хану Лехтимяки, директор компании по маркетингу, объясняет успех суровостью местного климата: <Только в наших караванах можно жить при -40° <за бортом>. Мы сделали ставку на водяное отопление с двумя генераторами тепла: газовым, используемым на необорудованных стоянках, и электрическим, подключаемым к сети 220В. Тепло поступает как от закрепленных на стенах радиаторов, так и от проложенных в полу змеевиков.

Суровым климатом объясняется и ряд других конструктивных особенностей караванов. Финны, например, отказались от резиновых упругих элементов торсионной подвески, заменив их <консервативными> стальными. Они тяжелее, дороже, но не дубеют на морозе. Остекление - двойное, из поликарбоната.

Завод Solifer - предприятие преимущественно сборочное. Комплектующие для караванов поступают со всей Европы. Шасси, тормоза и подвеска - немецкие. Из Германии поставляется и <давленый> алюминиевый лист обшивки. Холодильники - <сделаны с умом>; химические туалеты - английские и итальянские, мебель - родная, финская. От набивания оборудованием готового <голого> кузова давно отказались, отдав предпочтение блочной технологии.

В программе завода - дюжина моделей, отличающихся прежде всего габаритами. От внутренних размеров зависит набор мебели и оборудования. В любом случае помимо обогрева и электроосвещения обязательно присутствуют: газовая плита, мойка, холодильник, санитарная кабина.

О внутреннем убранстве говорить излишне. Первая мысль: <В таком доме жил бы всю жизнь!>. Эйфория улетучилась при посещении местного дилера: цена нового каравана превышает 200 тысяч финских марок. Имей я на руках такую сумму - купил бы в России дом без колес. <Утешало> лишь то, что мотор-караваны стоили еще в два раза дороже.

Что же делать простому смертному, не имеющему возможности или не желающему тратить на прицеп три десятка тысяч долларов? Можно, конечно, приобрести подержанный, но дешевеют караваны медленно. В частных объявлениях в газете находим: Solifer 6102i (снятая с производства модель) 1989 года выпуска - FIM 54000; Solifer S10 2000 года - 155000. Последнему, правда, требовался ремонт тысяч на 20 марок.

Но оказывается, приобретать караван совсем необязательно. При необходимости его можно взять в прокатной компании - такой, как, например, Touring Cars. Девиз фирмы - <Ключ к свободе>. Звучит магически. Купивший тур получает: встречу в порту, на вокзале или в аэропорту, трансфер до стоянки мотор-караванов и ключи от одного из них, укомплектованного всем необходимым. Вам предложат наиболее популярные маршруты, помогут с картами и справочниками, забронируют места в кемпингах. Но куда ехать, решаете сами. Вот она, долгожданная свобода - с дикой природой, рыбалкой и прочим!

Невольно примеряем все это на себя. Дикой природой нашего брата не удивишь. Своего добра достаточно. Подзагажено у нас, конечно, но сами старались - переживем. А вот то, что, устав махать удочкой, можно пойти передохнуть в бар, ночь после баньки - провести в теплой постели, конечно же, подкупает. Зарубежье для нас - прежде всего цивилизация.

Берем мотор-караван в Touring Cars и едем за прицепами на завод. <Цепляемся> и катим в кемпинг здесь же, в Хельсинки. Управление автопоездом не вызывает особых проблем даже у тех, кто раньше с прицепом не ездил. Разве что с непривычки сложно подавать задним ходом.

Устраиваемся на стоянке, подключаемся к электричеству, выравниваем прицепы с помощью ног-домкратов. Попутно выясняем, что понесли первую потерю: у Terrano <кончились> тормоза. Придется на время тура бросить его в Хельсинки, а причитавшийся ему караван <повесить> на кемпер. В сумме эти два транспортных средства зашкаливают за 3,5 тонны, по местным законам нужна категория <Е>. У нас в наличии только <С>, но отступать некуда. А проехать нам предстоит 375 км в направлении на северо-восток.

Едем уверенно. Разгоны раллийными не назовешь, но ощущения, что моторы перегружаются, нет. Освоившись с 80-ю км/ч, постепенно прибавляем. Даже на 120-ти прицепы на управляемость не влияют - сказывается их правильная развесовка. Неприятно лишь разъезжаться со встречными автопоездами. Воздушной волной высокий и легкий караван отталкивается к обочине. Мгновение, и его тянет обратно в аэродинамический мешок за полуприцепом. Особенно достается нашему <большому> автопоезду, которому эти удары каждый раз достаются дважды, причем в противофазе. Корректировать направление движения рулем все-таки приходится.

Преимущество, хоть и не слишком явное, у Audi quattro. Полный привод все-таки. А вот с <Мерседесом> возникли проблемы: 6 человек, багаж и прицеп - для нежной задней подвески груз оказался великоват. Пневматика не смогла компенсировать нагрузку, и одно из колес просело, стало задевать на ходу за арку. Багаж пришлось перегружать в прицепы, а лишних людей пересаживать в кемпер.

<Мерсовская> подвеска между тем самовосстановилась и нареканий больше не вызывала. Для себя отметим: при частой буксировке прицепа более мощные упругие элементы и специальные амортизаторы не блажь, а насущная необходимость.

Отгороженная металлической сеткой (чтобы звери не бегали) магистраль напоминает резервацию. Останавливаться на обочине запрещено, но стоянки попадаются достаточно часто.

А настоящие оазисы в асфальтовой пустыне - заправки. На одной из них, входящей в систему EuroStrada, останавливаемся перекусить. Расположена она по обе стороны от дороги. Половинки соединены между собой стеклянным переходом, избавляющим от дублирования служб сервиса. По сторонам - АЗС и парковки. Здесь же сервис для караванов: вода, газовые баллоны на замену, люки для слива грязной воды и содержимого химических туалетов. Магазин, бюро туристической информации, очень похожее на ресторан кафе, сувенирный и книжный киоски - общие на весь комплекс.

В кемпинг Карвио приезжаем в середине дня. В прошлом году он был признан лучшим в Финляндии, что неудивительно: его хозяин много лет возглавлял финский караван-клуб и знает не понаслышке нужды путешественника. Пару лет назад взял в аренду 10 га земли у озера и начал строительство. Сейчас имеются летние и зимние коттеджи, пиццерия, кафе-ресторан, летний театр, причал для яхт и катеров, пляж, теннисный корт, прокат лодок и каноэ. Стоянка караванов открыта для заезда с 1 мая по 15 сентября. Рядом бурный порог, на котором можно порыбачить. В июле организуются водные экскурсии на катере. Неплохо для категории <три звезды>? Электричество, чистая вода, санитарный блок с туалетами и душем, кухня, сауна (в отличие от столицы - не запирающиеся) - что еще нужно?..

День третий. Начался он завтраком в кемпинге, а закончился, как обычно, в сауне. В промежутке был переезд в Куопио и осмотр местных достопримечательностей. Пятизвездочный кемпинг оказался самым дешевым из трех, в которых мы парковались. Очевидно, потому, что до ресторана нужно было идти метров четыреста.

Гостиница, в которой он находится, больше похожа на наш санаторий: тренажерный и физкультурный залы, бассейн, физиотерапия, массаж. Постояльцы кемпинга за все удовольствия, кроме медицинских, не платят. Из близлежащих развлечений отмечу прокат гидроциклов (где мы чуть не потеряли двух соратников), смотровую башню на горе и самый длинный в Европе порог - идеальное место для ловли лосося.

Еще одна особенность отеля: два раза в неделю в нем устраиваются танцевальные вечера, на которых кавалеры не могут отказать приглашающим их дамам. Мы ужинали в ресторане как раз в один из таких дней: Впрочем, к теме автомобильного туризма это событие отношения не имеет.

По дороге в Питер делимся впечатлениями. Караван, конечно хорошо, но дороговато. Кемпер, возьми мы его напрокат, единогласно тут же погрузили бы на паром и - привет, Европа! Мне же очень захотелось на пороге побросать блесну. Обязательно приеду снова. На своем мотор-караване.

Владимир Заборщиков

Rambler's Top100